Авторская методическая разработка по ритмике, посвященная творчеству Николая Николаевича Носова

Проект — Публикации авторов

Коломыцева Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре МБДОУ № 37 Республика Адыгея, город Майкоп.


Рекомендуем посмотреть:

Ритмика и танец для детей 6-7 лет

Хореография для дошкольников от А до Я

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать интерес детей к творчеству Н.Н. Носова средствами музыки и ритмических движений. 

Образовательные задачи:

—  умение согласовывать свои действия с действиями других детей;

— соотносить свои движения с динамическим изменениями в музыке;

Развивающие задачи:

— развивать умение выражать различные эмоции: радость, грусть, страх, тревога;

— развивать творческие способности: развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, импровизировать, создавая образ; 

— двигательную активность, гибкость, пластичность;  

Воспитательные задачи:

— воспитывать нравственно-коммуникативные качества:  умение сочувствовать («Корабельная сосна»), радоваться («Белые стихи», «Фокусник»); 

Коррекционные задачи:

— развивать координацию движений;

— умение ориентироваться в пространстве: перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в шеренгу, колонну, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций; 

—  укреплять глазодвигательные функции (гимнастика для глаз).

Оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, презентация. 

 Дети заходят в зал танцевальным шагом, строятся в 2 линии, исполняют поклон, садятся на стулья.

   (1слайд: «Портрет Н.Н. Носова»).

 Ведущий: Сегодня на  музыкально-ритмическом занятии  мы вспомним рассказ «Карасик» детского писателя Николая Николаевича Носова, которому в этом году  исполнилось бы 110 лет.

Все люди говорят словами. Читают ли вам сказку или вы рассказываете стихотворение — все это на языке слов.   Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас мы рассказ Н. Носова «Карасик» попытаемся  выразить движением», перевоплощаясь в различные образы героев рассказа.

   (2 слайд: «Аквариум с  серебристым карасиком»).

Ведущий: Ребята , давайте вспомним с чего начинается рассказ: «Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась».

Проводится танцевальная композиция «Аквариум» на музыку К.Сен-Санса (из сюиты «Карнавал животных»).

Предварительно была проведена с детьми техника бумагопластики (дети рисовали иллюстрации рыбок, водорослей).

1 Фигура.

Музыка А. 1-я пара рыбок «плывет» по направлению ко 2-й паре рыбок используя бег на полупальцах, с отведением рук назад, кистями выполняя плавные волнообразные движения, наклоняя голову и корпус немного вперед. Другие рыбки исполняют те же движения.

Музыка В. Стоя на полупальцах медленно кружатся влево, выполняя волнообразные движения руками сверху вниз, меняются местами.

2 Фигура.

Музыка С. «Рыбки общаются»: исполняют бег врассыпную, останавливаются лицом друг к другу в 2-х колоннах.

«Плывут к стенкам аквариума»: спиной на полупальцах отбегают друг от друга, слегка поворачивая головами вправо-влево.

Заключение.

Рыбки отходят к центру, образуют круг, выполняя руками волнообразные движения руками, ложатся на  пол на живот лицом в центр круга, стопы соединят в первую позицию «хвостик рыбки».

  (3 слайд: «Кот Мурзик»).

 Ведущий:  «А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые».

             Проводится упражнение «Кошка».

           Ведущий: Кошка — самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте  себе какую-нибудь кошку, которую вы видели или знаете. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! (фото № 1.)

            

  Фото № 1.              Фото № 2.             Фото № 3.            Фото № 4.

            Вспомните, как кошка умывается, вылизывая  себя языком, как чешет себя за ушком. Вспоминая, попробуйте  делать те же движения, что и она.

              Кошка фырчит,  выгибая спину, когда сердится или хочет напугать (фото № 2).

              Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться к тебе или когда у нее просто хорошее настроение (фото № 3).

              Изобразите  движениями, как кошка лезет в дырку в заборе (фото № 4).

(4 Слайд. «Два друга»).

«Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа».

Проводится координационно-ритмическая игра  «Вот ребята повстречались»

Исходное положение: Дети встают парами, лицом парами.

Вот ребята повстречались – (подают друг другу правые руки)

И за руки сразу взялись – (подают друг другу левые руки).

Стали рядышком стоять – (исполняют топающий шаг с поворотом на 180 градусов держа руки в положении «крестик»),

Чтоб друг другу рассказать – (возвращаются на прежнее место, не расцепляя рук),

Что петух вчера летал – (поднимаются на полупальцах вверх со сцепленными руками),

Что гусь за ноги щипал – (исполняют присед, касаясь носочков стопы),

Что из дома кот ушел – (на топающем шаге меняются местами в паре со сцепленными руками),

Что тюльпан в саду расцвел – (поворачиваются друг к другу лицом и поднимают сцепленные руки вверх),

Про бодливую козу – (исполняют наклоны вправо-влево, показывая пальчики-рожки на голове),

Про ужасную грозу – (исполняют «пружинку» с одновременным отведением рук вперед-назад со сгибом в локтях),

Про огромных пауков – (открывают руки в первую позицию раскрывая пальцы),

Про противных червяков – (складывают руки ладонями и исполняют наклон вправо-влево).

Целый день они стояли – (подают правые руки, повернувшись лицом друг к другу),

Целый день они болтали – (подают левые руки),

А потом махнув рукой – (машут правой рукой)

Наконец ушли домой – (расходятся в разные стороны).

(5 слайд. «Свисток»).

 Ведущий:  «Виталик увидел в аквариуме рыбку и сказал: «Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток». «Зачем мне свисток? – сказал Виталик. – По-моему, рыбка лучше свистка». Ребята, давайте разыграем ситуацию из рассказа «Карасик»: один ребенок исполняет роль Сережи и просит свисток, а другой Виталика —  от свистка отказывается.  

Звучит отрывок музыкального произведения «Просьба», музыка Ж. Арманд. В характере музыки дети выполняют упражнение «Прошу — не надо». Когда ласково произносится: «Прошу», рука выводится вперед «открытой» ладонью вверх, корпус тянется за рукой приподняв подбородок, на лице и во взгляде — мягкая приветливая улыбка; а когда твердо произносится: «Не надо», кисть вытянутой руки ставится вертикально вверх, ладонью от себя, голова  поворачивается немного вбок, взгляд искоса, настороженный.

Ведущий:   «Сережа вынул из кармана свисток и засвистел. «А ну, дай я, — попросил Виталик». Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток».

Проводится упражнение «» Широта, щедрая открытость натуры».

Описание: руки открываются в стороны; кисти продолжают линии рук и поворачиваются ладонями вверх (вверх-вперед). При этом корпус прямой, «открытый»   подается немного вперед с одновременным выпадом на ногу; спина прямая (немного выгнута назад в грудном отделе позвоночника); голова слегка откинута назад; на лице выражение радости, открытости.

Проводится упражнение «Тревожиться, бояться».

Описание: кулачок прикладывают к груди в области сердца или посередине, при этом  спина округляется, приподнимаются плечи, на лице выражается соответствующее переживание.

(6 слайд: «Рыбка и свисток»)

Ведущий:   «Где же твоя рыбка?» — спросила мама Виталика. Виталик растерялся и не знал, что сказать. «Может быть ее Мурзик сьел? — спросила мама. «Не знаю,» — пробормотал Виталик. Вот как нехорошо получилось! – думал он. – Теперь Мурзику из-за меня достанется. Мурзинька, не ходи домой, — сказал Виталик. – Тебе попадет от мамы».

Проводится упражнение: «Сильное эмоциональное переживание».

Описание: при «открытом» положении корпуса рука касается затылка кончиками пальцев (среднего и указательного), локоть согнутой руки отводится в сторону, плечи расправляются; голова откидывается назад (свободная рука может быть в положении «на пояс», открывается в сторону и др.); при «закрытом» положении корпуса кисть ладонью прикладывается к затылку, а локоть руки направляется вперед; голова опускается вниз; корпус сильно наклонить вперед, ноги  сгибаются в коленях (свободная рука может быть в различных положениях).

Ведущий:  «Виталик схватил Мурзика и принялся запихивать его в отдушину под домом. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в подвал. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом. «Вот теперь не вылезешь, — сказал он. – Посиди там в подвале, а завтра мама забудет про рыбку и я тебя выпущу».

Исполняется музыкально-двигательная фантазия «Мурзик упирается»(свободная импровизация).

Ведущий: «Дома без Мурзика было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму, сказав что это Мурзик сьел рыбку.  Когда Мурзик появился мама схватила его за шиворот: «Вот я тебя проучу как следует! – Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! – заплакал Виталик. – Он не виноват! Я рыбку на свисток променял! Это только трусы боятся говорить правду! – Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика? – Я больше не буду!»

Ведущий:  «Мурзик сьел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку».

(7 слайд: «Мурзик свернувшись клубочком»)

Проводится упражнение «Гладить рукой другого».

         Описание: имитация поглаживания кошки по голове, спинке — желание успокоить обиженного.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Ребята, что же вы поняли из рассказа «Карасик?» (ответы детей). Правильно, нужно всегда говорить правду, рано или поздно ложь будет разоблачена и тому, кто врал будет стыдно. Быть честным гораздо лучше.  

 Дети строятся в 2 линии, исполняют поклон, уходят из зала.

(Слайд 8: «Спасибо за внимание»).


Если Вы творческий человек и желаете поделиться своими знаниями, опытом, советами со своими коллегами, то добро пожаловать на наш новый проект: публикации авторов.
Предлагаем Вам опубликовать на нашем сайте свои работы: авторские танцы, статьи, конспекты занятий, методические разработки и другие материалы. Авторы опубликованных материалов, получают свидетельство о публикации.
0 0 голос
Рейтинг статьи

Метки

Комментарии

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии



0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Яндекс.Метрика
Авторский сайт Ольги Киенко