Коломыцева Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре МБДОУ № 37 Республика Адыгея, город Майкоп.
Рекомендуем посмотреть:Ритмика и танец для детей 6-7 летХореография для дошкольников от А до Я |
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формировать интерес детей к творчеству Н.Н. Носова средствами музыки и ритмических движений.
Образовательные задачи:
— умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
— соотносить свои движения с динамическим изменениями в музыке;
Развивающие задачи:
— развивать умение выражать различные эмоции: радость, грусть, страх, тревога;
— развивать творческие способности: развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, импровизировать, создавая образ;
— двигательную активность, гибкость, пластичность;
Воспитательные задачи:
— воспитывать нравственно-коммуникативные качества: умение сочувствовать («Корабельная сосна»), радоваться («Белые стихи», «Фокусник»);
Коррекционные задачи:
— развивать координацию движений;
— умение ориентироваться в пространстве: перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в шеренгу, колонну, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций;
— укреплять глазодвигательные функции (гимнастика для глаз).
Оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, презентация.
Дети заходят в зал танцевальным шагом, строятся в 2 линии, исполняют поклон, садятся на стулья.
(1слайд: «Портрет Н.Н. Носова»).
Ведущий: Сегодня на музыкально-ритмическом занятии мы вспомним рассказ «Карасик» детского писателя Николая Николаевича Носова, которому в этом году исполнилось бы 110 лет.
Все люди говорят словами. Читают ли вам сказку или вы рассказываете стихотворение — все это на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас мы рассказ Н. Носова «Карасик» попытаемся выразить движением», перевоплощаясь в различные образы героев рассказа.
(2 слайд: «Аквариум с серебристым карасиком»).
Ведущий: Ребята , давайте вспомним с чего начинается рассказ: «Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась».
Проводится танцевальная композиция «Аквариум» на музыку К.Сен-Санса (из сюиты «Карнавал животных»).
Предварительно была проведена с детьми техника бумагопластики (дети рисовали иллюстрации рыбок, водорослей).
1 Фигура.
Музыка А. 1-я пара рыбок «плывет» по направлению ко 2-й паре рыбок используя бег на полупальцах, с отведением рук назад, кистями выполняя плавные волнообразные движения, наклоняя голову и корпус немного вперед. Другие рыбки исполняют те же движения.
Музыка В. Стоя на полупальцах медленно кружатся влево, выполняя волнообразные движения руками сверху вниз, меняются местами.
2 Фигура.
Музыка С. «Рыбки общаются»: исполняют бег врассыпную, останавливаются лицом друг к другу в 2-х колоннах.
«Плывут к стенкам аквариума»: спиной на полупальцах отбегают друг от друга, слегка поворачивая головами вправо-влево.
Заключение.
Рыбки отходят к центру, образуют круг, выполняя руками волнообразные движения руками, ложатся на пол на живот лицом в центр круга, стопы соединят в первую позицию «хвостик рыбки».
(3 слайд: «Кот Мурзик»).
Ведущий: «А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые».
Проводится упражнение «Кошка».
Ведущий: Кошка — самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую вы видели или знаете. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! (фото № 1.)
Фото № 1. Фото № 2. Фото № 3. Фото № 4.
Вспомните, как кошка умывается, вылизывая себя языком, как чешет себя за ушком. Вспоминая, попробуйте делать те же движения, что и она.
Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать (фото № 2).
Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться к тебе или когда у нее просто хорошее настроение (фото № 3).
Изобразите движениями, как кошка лезет в дырку в заборе (фото № 4).
(4 Слайд. «Два друга»).
«Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа».
Проводится координационно-ритмическая игра «Вот ребята повстречались»
Исходное положение: Дети встают парами, лицом парами.
Вот ребята повстречались – (подают друг другу правые руки)
И за руки сразу взялись – (подают друг другу левые руки).
Стали рядышком стоять – (исполняют топающий шаг с поворотом на 180 градусов держа руки в положении «крестик»),
Чтоб друг другу рассказать – (возвращаются на прежнее место, не расцепляя рук),
Что петух вчера летал – (поднимаются на полупальцах вверх со сцепленными руками),
Что гусь за ноги щипал – (исполняют присед, касаясь носочков стопы),
Что из дома кот ушел – (на топающем шаге меняются местами в паре со сцепленными руками),
Что тюльпан в саду расцвел – (поворачиваются друг к другу лицом и поднимают сцепленные руки вверх),
Про бодливую козу – (исполняют наклоны вправо-влево, показывая пальчики-рожки на голове),
Про ужасную грозу – (исполняют «пружинку» с одновременным отведением рук вперед-назад со сгибом в локтях),
Про огромных пауков – (открывают руки в первую позицию раскрывая пальцы),
Про противных червяков – (складывают руки ладонями и исполняют наклон вправо-влево).
Целый день они стояли – (подают правые руки, повернувшись лицом друг к другу),
Целый день они болтали – (подают левые руки),
А потом махнув рукой – (машут правой рукой)
Наконец ушли домой – (расходятся в разные стороны).
(5 слайд. «Свисток»).
Ведущий: «Виталик увидел в аквариуме рыбку и сказал: «Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток». «Зачем мне свисток? – сказал Виталик. – По-моему, рыбка лучше свистка». Ребята, давайте разыграем ситуацию из рассказа «Карасик»: один ребенок исполняет роль Сережи и просит свисток, а другой Виталика — от свистка отказывается.
Звучит отрывок музыкального произведения «Просьба», музыка Ж. Арманд. В характере музыки дети выполняют упражнение «Прошу — не надо». Когда ласково произносится: «Прошу», рука выводится вперед «открытой» ладонью вверх, корпус тянется за рукой приподняв подбородок, на лице и во взгляде — мягкая приветливая улыбка; а когда твердо произносится: «Не надо», кисть вытянутой руки ставится вертикально вверх, ладонью от себя, голова поворачивается немного вбок, взгляд искоса, настороженный.
Ведущий: «Сережа вынул из кармана свисток и засвистел. «А ну, дай я, — попросил Виталик». Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток».
Проводится упражнение «» Широта, щедрая открытость натуры».
Описание: руки открываются в стороны; кисти продолжают линии рук и поворачиваются ладонями вверх (вверх-вперед). При этом корпус прямой, «открытый» подается немного вперед с одновременным выпадом на ногу; спина прямая (немного выгнута назад в грудном отделе позвоночника); голова слегка откинута назад; на лице выражение радости, открытости.
Проводится упражнение «Тревожиться, бояться».
Описание: кулачок прикладывают к груди в области сердца или посередине, при этом спина округляется, приподнимаются плечи, на лице выражается соответствующее переживание.
(6 слайд: «Рыбка и свисток»)
Ведущий: «Где же твоя рыбка?» — спросила мама Виталика. Виталик растерялся и не знал, что сказать. «Может быть ее Мурзик сьел? — спросила мама. «Не знаю,» — пробормотал Виталик. Вот как нехорошо получилось! – думал он. – Теперь Мурзику из-за меня достанется. Мурзинька, не ходи домой, — сказал Виталик. – Тебе попадет от мамы».
Проводится упражнение: «Сильное эмоциональное переживание».
Описание: при «открытом» положении корпуса рука касается затылка кончиками пальцев (среднего и указательного), локоть согнутой руки отводится в сторону, плечи расправляются; голова откидывается назад (свободная рука может быть в положении «на пояс», открывается в сторону и др.); при «закрытом» положении корпуса кисть ладонью прикладывается к затылку, а локоть руки направляется вперед; голова опускается вниз; корпус сильно наклонить вперед, ноги сгибаются в коленях (свободная рука может быть в различных положениях).
Ведущий: «Виталик схватил Мурзика и принялся запихивать его в отдушину под домом. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в подвал. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом. «Вот теперь не вылезешь, — сказал он. – Посиди там в подвале, а завтра мама забудет про рыбку и я тебя выпущу».
Исполняется музыкально-двигательная фантазия «Мурзик упирается»(свободная импровизация).
Ведущий: «Дома без Мурзика было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму, сказав что это Мурзик сьел рыбку. Когда Мурзик появился мама схватила его за шиворот: «Вот я тебя проучу как следует! – Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! – заплакал Виталик. – Он не виноват! Я рыбку на свисток променял! Это только трусы боятся говорить правду! – Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика? – Я больше не буду!»
Ведущий: «Мурзик сьел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку».
(7 слайд: «Мурзик свернувшись клубочком»)
Проводится упражнение «Гладить рукой другого».
Описание: имитация поглаживания кошки по голове, спинке — желание успокоить обиженного.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Ребята, что же вы поняли из рассказа «Карасик?» (ответы детей). Правильно, нужно всегда говорить правду, рано или поздно ложь будет разоблачена и тому, кто врал будет стыдно. Быть честным гораздо лучше.
Дети строятся в 2 линии, исполняют поклон, уходят из зала.
(Слайд 8: «Спасибо за внимание»).