Песня-душа народа

Проект — Публикации авторов

Кузьмина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель СП ГБОУ СОШ № 6 «Детский сад № 14» г.о. Отрадный Самарской области.


Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Всестороннее гармоническое развитие дошкольников: научить видеть себя прямыми потомками крестьянской России; натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим.

Задачи:
— Обобщить знания о жанрах русской народной песни (колыбельные, частушки, хороводные, игровые, солдатские), словесные (загадки) и хореографического фольклора (пляски, танцы, игры)
— Развивать музыкальные способности детей: певческий голос, навыки выразительного исполнения, используя знакомые танцевальные движения, чувствовать взаимосвязь Текста и мелодии.
— Воспитывать любовь к родине, чувство гордости к золотому фонду народной песни, уважение к традициям этнической культуры.

Оборудование: мультмедиапроектор, музыкальный центр, пианино, детские шумовые инструменты.

Ведущая. Сегодня я расскажу вам как появилась музыка, музыкальные инструменты. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали вы когда- нибудь музыку дождя, ветра, птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав.
Только прислушаться надо.
Звонко струиться ручей, падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звонов ветвей, песней дождей,
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,-
Только прислушаться надо. («Музыка всюду живет» В. Семернин)

Ведущая. Говорить и петь люди стали одновременно.Потом они научились извлекать звуки из разных инструментов. Сегодня мы заглянем в прошлое. Что заботило, радовало и тревожило русских людей? Чем они занимались, рассказывали, пели? Как трудились, о чем мечтали, что передавали детям и внукам? Фольклор- жизнь народа, духовный мир человека, его мысли, переживания. Много веков живут на земле слова: род, родня, Родина, родник, слово, люди, добро. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово… и песня.
Расскажу я вам сказку про ловкого солдата. Царь проверял однажды караул и увидел, чтоодин солдат спит.
-Спишь?- спрашивает царь.
-Никак нет,-отвечает солдат. –Не сплю.
-А что же ты делаешь?
-Звезды считаю.
-Ну и много насчитал?
-Здесь тьма- тьмой. Здесь семьдесят со мой, а здесь не успел – вы помешали.
Попробуй, проверь солдата.
А сколько на Руси песен? Их также невозможно сосчитать, как сказочному герою звезды.
Всегда русский народ любил песню: веселую и грустную. Она сопровождала людей во время праздника и труда, помогала работать и отдыхать.
Младенец еще «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Мама поет своему ребенку тихо, ласково.
В них часто котик, который мурлычет, воркующие голуби- гули. Как называются такие песни? (колыбельные) Почему?
Ложись, детка, в колыбельку. Подушечка мягонькая, периночка пуховая, одеяльце тепленькое. Вот какая хорошая колыбелька. Кто хочет спеть колыбельную малышу?

Колыбельные песни

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолоба, не скули,
Нашу Машу не буди.
Люли- люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стала гули ворковать,
Нужно Ване крепко спать.

Ведущая. Русский народ берег родную землю и воспевал ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, березоньке белой, реченьке быстрой, травушке шелковой.

1 ребенок.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.

2 ребенок.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девицы
Венки плетут.

Хоровод «Во поле береза стояла»

Ведущая. Идет человек и поет.Грустно ему- поет грустную песню, хорошее настроение- веселую. А почему поет- спроси его- е ответит. Поет для своего удовольствия. Песня всегда рядом с человеком: и в радости, и в горе. Долгие двадцать пять лет служили солдаты в рекрутах вдали от дома. Их семьей были сабли да пушки, белые палатки да такие же солдаты. Русские любили солдат, уважали их за храбрость, мужество, готовность положить жизнь за Русь. Называли их солдатушки- ребятушки. Почему так любили петь солдаты? (Чтобы взбодрить свой дух, вспомнить своих родных).

Песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

Ведущая. Самое дорогое в жизни человека-это родные и близкие люди, отчий дом. А без чего человеку плохо, и вянет он, как «аленький цветочек без красного солнышка»? (Без любви)

Танец «Ах, Самара- городок»

Ведущая. А теперь отгадайте загадки о русских народных музыкальных инструментах.

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду – ду, ду – ду – ду,
Да – да, да – да – да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка)

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша…(Балалайка)

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая нарядная,
Русская, двурядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

«Во саду ли, в огороде» р.н.п. исполняет оркестр детских шумовых инструментов

Ведущая. В незапамятные времена жили – были на Руси скоморохи. Они были музыкантами и танцорами, устраивали шуточные представления. И ни одно из них не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным инструментом были гусли. Давайте посмотрим как играет гусляр Садко в опере Н.А.Римского – Корсакова.

Видеофрагмент из оперы «Садко»

Ведущая. И, конечно, нельзя представить русский народ без частушки. Что такое частушка? (маленькая, коротенькие плясовые песенки). А почему их так называли? (быстро поют, частят). В разных местах народ называл их по – разному: припевками, вертушками, коротушками. Пели их на посиделках, гулянках. Выходите, добры молодцы да красны девицы, порадуйте нас веселыми частушками.

Частушки

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре!
Возле речки, возле быстрой
Все фиалочки растут.
Без частушек прожить можно,
Но чего-то не живут.
И ночь сыра,
И трава в росе,
И спать пора
И частушки все.

Ведущая. Русские люди любили игры и пляски.

Игра «Плетень»

Ведущая. Песня русская в березах
Песня русская в хлебах.
На покосах на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России –
Сколько во поле цветов.
Кто сложил ее – не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез…
Столько песен у России,
Сколько в рощице берез.
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России
Никому не сосчитать. (В Семернин «Песни России»)


Если Вы творческий человек и желаете поделиться своими знаниями, опытом, советами со своими коллегами, то добро пожаловать на наш новый проект: публикации авторов.
Предлагаем Вам опубликовать на нашем сайте свои работы: авторские танцы, статьи, конспекты занятий, методические разработки и другие материалы. Авторы опубликованных материалов, получают свидетельство о публикации.

Смотрите также:

Русский народный танец. Методика и практика

 Методика и техника характерного народного танца -2

 

0 0 голос
Рейтинг статьи

Метки

Комментарии

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии



0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Яндекс.Метрика
Авторский сайт Ольги Киенко