В танце рождается здоровье.

Проект — Публикации авторов

Черемнова Елена Юрьевна, педагог – психолог, хореограф.


Рекомендуем посмотреть:
Танцетерапия. Танцевально — оздоровительная методика для детей
Танцуем — играя часть 1. Методика игрового танца для дошкольников

В одной древней притче человек обратился к мудрецу:

«О премудрый, научи меня  отличать истину от лжи,

красоту от безобразия. Научи меня радости жизни».

Подумал мудрец и научил человека танцевать.

Сегодня мне хотелось бы поближе познакомить вас с танцем.

Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку.

Психофизическая гармонизация личности, здоровье и эмоциональное благополучие человека достигаются в танце через творческую импровизацию самого человека с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных или предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему. Действие развертывается в ритмическом или музыкальном пространстве, удачное оформление которого оказывает важную поддержку для достижения положи­тельных изменений в организме человека. Психологи утверждают, что танцеминутка более широкое понятие, чем физическая минутка, и это вытекает из природы тан­цев, его значимых социально — культурных ориентации, ведь онтогенезис танца включает диалог души и тела. Танцевальные упражнения снимает мышечную закрепощенность, избавляет от нервных пе­регрузок, решает проблему гиподинамии. Танец рассматривается функцио­нальным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физиче­ское самочувствие.

Во время своего танца дети следуют техники энергетики своего организма. Речь идет о том, чтобы идти за энергетиче­ской волной в том виде, в которой она моделируется внутри. Доминирующая точка этой волны у каждого ребенка особенная, и она может находиться в любой части тела. Важно добиться осознаваемости собственной энергетической формы, принять ее и затем поддержать ее в свободном танце. Сделать это — значит, быть свободным. В самом деле, понятие здорового состояния включает чувство плавности, порядка, гармонии жизненной энергии. Любая блоки­ровка или неестественное отклонение проявляются внутри в виде навязчивого состояния одержимости, а вовне — в виде статичности, окаменелости, рассеянности движения, телесной патологии ребенка, невозможности вступить в танец. Для дос­тижения абсолютной психофизической целостности организма следует все части те­ла приводить в движение.

К. Рудистам считает, что целью танцевальной терапии является развитие осоз­нание собственного тела, создание позитивного образа тела. Задачей же является осуществление спонтанного движения танцевальной терапии побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физи­ческом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как еди­ное целое.

Многие люди в ситуации дискомфорта, неудобства бессознательно, инстинк­тивно ищут место или ситуацию, где бы ему было хорошо — потому что постепенный дискомфорт приводит к глубоким нарушениям психики и физиологии.

Дети же очень часто находятся в ситуации дискомфорта — законы роста орга­низма заставляют его постоянно пересматривать, переоценивать свое состояние в мире и свое отношение к миру. А это всегда болезненный процесс. Психологами бы­ло замечено, что когда ребенку особенно плохо, он бессознательно стремится вер­нуться в то состояние, которое ему было свойственно в раннем возрасте.

Периодом наивысшего блаженства, как полагает детская психология для чело­века всегда остается период внутриутробного развития, память о котором  оказыва­ется в нас существует. Как говорят специалисты, весь этот период проходит в от­нюдь не в ватной тишине для развивающегося организма.

Еще не родившись, плод, слышит стук материнского сердца, смягчаемый оболочкой плодного пузыря, слышит шум текущей крови, ощущает ритмику других сокращений — мышечных, дыхательных.

То есть возникает картина постоянной ритмически упорядоченной среды, в ко­торой вызревает ребенок и этот ритм имеет сложный рисунок, связанный с наложе­нием различных ритмических сеток друг на друга — почти как в джазе или производ­ной от него рок – музыке. Появилась даже гипотеза (ее высказал нидерландский ученый Йост Мирноо), что современный танец — это отчасти стремление обрести блаженство, утраченной защищенности, попытка реконструировать то пространство, которым обладал ребенок еще до своего рождения. И он говорит, что те условия, ко­торые возникают на танцевальной площадке сегодня, во многом действительно ана­логичны тем, далеким внутри утробным, — полумрак, мощное воздействие ритма, плотная музыкальная волна, не просто громкое, а именно чрезвычайно мощной воздействие режима, отсутствие зрителей и ощущение оторванности от всех и от всего мира — и в это же время единение с ним через включение в ритм танца.

Психологами уже давно отмечено, что одной из основных функций танца явля­ется высбождение накопленной энергии. Но интересно то, что энергия высвобожда­ясь, находит свой собственный порядок — порядок ритма. Человек сам решает каким быть своему танцу — танцем радости или танцем печали. Цель человека — снова отыскать свое более высокое предназначение, более высокую степень мышления. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс на­шей жизни находят у детей свое воплощение в движениях, танцах. Ритмичный и ве­селый, спокойный и плавный танец, как и песня содержит в себе все мысли, чувст­ва, душу, характер, образ и движения.

Попробуйте рассматреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными, в сфере движения становятся «звездами». Дети «превращаются» из за­стенчивых, тихих в более уверенных и открытых..

Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.е. придумывание и исполнение танца происходит одновременно.

Во время упражнений по танцевальной импровизации кто-нибудь приду­мывает движение, еще кто-то присоединяется и добавляет свои. Дети самовыражаются и сопереживают способом, недоступным словам. Движения при­водят их туда, где слова не нужны. Можно справиться со стрессом или своими про­блемами, используя танец, который высбождает энергию и превращают ее в акт творчества. Дети бывают очень откровенны, танцуя или двигаясь. Они выражают свои чувства — радость или злость. Злоба может вылиться в танце совсем в другой, энергичный и красивый образ.

Сюжетный танец — очень яркая и выразительная форма детской художествен­ной деятельности, он вызывает живой интерес у детей. Привлекательность его обу­словлена такими особенностями, как образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей и их общение между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуа­ция, побуждая детей к творчеству, и следовательно, способствующая его развитию.

Дети танцуют. Радостно, красиво, непринужденно. Танцевать для них так же естественно, как для их родителей — разговаривать. При этом они не просто «самовыражаются» и дают нагрузку мышцам и связкам. Они изучают окружающий мир: если долго кружиться, комната начинает вертеться вокруг тебя; если разбежаться и прыгать, отчего-то во всем теле рождается воздушная легкость и радостно захватывает дыхание. Они общаются: с планирующей белой снежинкой, с каплей воды, падающим листочком,  рыбкой, которая плавает в озере и со своими сверстниками — через язык жеста. Впоследствии желание двигаться под музыку почему-то проходит, и ребенок начинает зажиматься, стесняться своих движений, бояться сделать что-то не так.

На занятиях танцетерапии, в особенности — дошкольников, необходимо практиковать два принципа: ориентация на возрастные физические возможности ребенка и творческий подход, постоянное создание радостной атмосферы, отношение к танцу как к средству общения и способу познания мира. А также любимая игрушка тоже может участвовать в танце и становится необходимым элементом пластической импровизации.

Одно из основных правил наших занятий – все делается по желанию, с охотой. На первых трех занятиях с детьми проводится техника пробуждения тела, построенная на естественном желании  проснувшись – потягиваться. Т.е. для начала необходимо «разбудить» тело и предложить ему те или иные движения.

Каждое занятие начинается со спокойной, легкой музыки, самомассажа, который переходит в разминку, куда входит пальчиковая гимнастика. Затем можно предложить психогимнастические этюды. Далее знакомство детей с каким-либо танцем, релаксация. В заключении мы можем нарисовать свой танец или передать его настроение в цвете.

Но занятие не всегда проходят по запланированным этапам. Большое значение имеет эмоционально-психологический настрой группы, если дети возбужденны, то занятие начинается с легкой, короткой разминки, затем дети садятся на ковер, проводят несколько действий самомассажа. Далее идет пассивное слушание спокойной музыки, упражнения на расслабление…

Есть дети, у которых все па получаются четко, красиво, но в танце нет жизни. Он выучен, отточен, показан. А есть дети, у которых движения не такие четкие и пластичные, но их танец живой. Это те дети, у которых танцует не только тело, но и душа. И, как правило, эти дети занимают первые места на соревнованиях, конкурсах, т.к. танцуют от души!

Много различных методов работы тела могут принести пользу в снятии стресса, напряженности, тревоги, страхов. К ним относятся различные виды массажа, релаксация, медитация и т.д. Танец и движение могут поспорить по своей степени воздействия с другими оздоровительными системами, т.к. здесь будет воздействие не только на физическое тело, но и на психико – эмоциональную сферу человека.


Если Вы творческий человек и желаете поделиться своими знаниями, опытом, советами со своими коллегами, то добро пожаловать на наш новый проект: публикации авторов.
Предлагаем Вам опубликовать на нашем сайте свои работы: авторские танцы, статьи, конспекты занятий, методические разработки и другие материалы. Авторы опубликованных материалов, получают свидетельство о публикации.

 

0 0 голос
Рейтинг статьи

Метки

Комментарии

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии



0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Яндекс.Метрика
Авторский сайт Ольги Киенко